Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»
Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня"
Роман-антиутопия, Эксмо, Москва, 2006
Из аннотации: «От урожденного японца, выпускника литературного семинара Малькольма Брэдбери, лауреата Букеровской премии за «Остаток дня» - самый поразительный английский роман 2005 года. Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы. Это роман-притча, это история любви, дружбы и памяти, это предельное овеществление метафоры «служить всей жизнью».
Книга мне очень понравилась. Сначала я попыталась разобраться с понятием антиутопии. Из Википедии стало ясно, что антиутопия - течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А утопия соответственно — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
Когда начала читать книгу, то вообще не было понятно, что это фантастика. Стало что-то проясняться к середине, а в конце все тайны были раскрыты, и речь шла о жизни и смерти. Кстати, смерть в романе называется завершением, так как относится не к людям, а к клонам, которые по людским меркам души не имеют, и будущего для них нет. Каждый клон должен стать донором органов. Выемки производят от 2 до 4 раз. Клоны считают это своей миссией, и единственно хотят оттянуть этот процесс только, когда влюблены. Сначала каждый проходит через работу помощника донора. Эта должность по подготовке донора к выемке очень хлопотливая. Доноры даже не завидуют помощникам, так как этот труд им кажется тяжелым и часто не видят смысла в своей жизни. Только хейлшемская школа воспитывала своих учеников в достаточно тепличных условиях, чтобы они могли жить более полной жизнью. От них скрывали многие вещи до их взросления. Но потом каждый выполнял свою миссию, пока не завершал.
О названии - это слова из песни, которую любила слушать Кэти. «Не отпускай меня, детка». Именно под нее одна из опекунш застала танцующую Кэти. Были люди, которые хотели доказать, что у клонов есть душа, испытывали к ним острую жалость, но брезгливость все равно не уходила.